Речевое развитие — один из вопросов, наиболее волнующий родителей. На практике их переживания выливаются по-разному. Одна категория родителей бьет тревогу, когда малыш в 2 года не произносит развернутые фразы. Ведь, по словам бабушки, они в это время уже знали наизусть стихи Агнии Барто. Другая категория родителей упорно не замечает патологии в развитии малыша. И только после вердикта врача — задержка речевого развития, начинают обращаться к специалистам. Но иногда время упущено. Малыша полностью адаптировать к жизни практически невозможно. Как же проявляется задержка речевого развития у детей? И когда следует бить тревогу?
Причины патологии
Задержка речевого развития у ребенка может быть спровоцирована социальными и биологическими факторами.
Биологические источники
Причина кроется в мозговой дисфункции, спровоцированной повреждением головного мозга в перинатальный период. Анамнез таких детей содержит:
- асфиксия в родах;
- внутриутробная гипоксия;
- гипотрофия;
- недоношенность (переношенность);
- внутриутробная инфекция;
- родовая травма;
- неонатальные энцефалит, менингит;
- тугоухость ребенка;
- длительные и частые недуги в раннем возрасте.
Социальные источники
Иногда задержка речевого развития у малыша обусловливается неблагоприятной средой, которая отличается дефицитом речевых контактов. Частыми причинами становятся:
- неразвитость в семье культуры общения;
- синдром госпитализма (если малыш часто болеет);
- педагогическая запущенность;
- эмоциональные стрессы.
Тормозит речевое развитие также гиперопека. Родители предупреждают все потребности и желания малыша. У ребенка не возникает стимуляции к самостоятельной речевой активности.
Губительна чрезмерно информативная среда. Избыточный поток информации, не соответствующий возрасту, приводит к привыканию не слушать речь и не вникать ее смысл.
Признаки патологии или когда бить тревогу
Для правильного осознания, какие признаки сигнализируют о проблеме, следует знать условные нормы развития малышей. Специалист-неонатолог уже по крику новорожденного (его звучанию и громкости) способен многое сказать.
Младенец до 1 года
Нормальное развитие характеризуют следующие признаки:
- этап гуления — наблюдается с 1,5 до 2 месяцев;
- лепет — характерен малышу 4-5 месяцев;
- лепетные слова — произносит младенец 7-8,5 месяцев;
- первые слова — девочки употребляют в 9-10 месяцев, а мальчики — в 11-12.
О патологии говорят такие признаки:
- небольшая активность гуления;
- беззвучность;
- недостаток лепета;
- однотипность вокализации;
- отсутствие эмоционального реагирования на взрослых (к 4 месяцам);
- непонимание простых слов;
- непроизношение элементарных слогов ма-ма в возрасте 8-9 месяцев.
Малыш от 1 -1,5 лет
В этом возрасте активный словарь младенца содержит около 10 слов (мама, папа и другие). Пассивный словарь насчитывает приблизительно 200 слов. Это названия действий и обыденных предметов.
О патологии сигнализируют:
- отсутствие реакции на речь и звук;
- невозможность воспроизвести слова;
- непонимание простейших действий — сядь, иди сюда;
- трудности в процессе жевания (если малыш в 1,5 года часто давится даже яблочком).
Кроха до 2 лет
Возраст 1,6-1,8 лет характеризуется как лексический взрыв. Слова, находящиеся в пассивном словаре малыша, резко переходят в активный. У некоторых детей данный период начинается в 2 года. При нормальном развитии отмечается внезапный переход детей к активной речи. К 2 годам детвора озвучивает простые предложения, состоящие из 2 слов.
Торможение речевого развития характеризует:
- ребенок произносит только несколько слов;
- невозможность выполнить простую просьбу (показ или действие);
- не повторяет новые слова.
Малыш в 2-3 года
К 3 годам детишки строят предложения, состоящие из 3-4 слов.
Задержка речевого развития у детей 3 лет характеризуется:
- неумением называть окружающие предметы, части тела;
- неспособностью указать по названию на известный предмет;
- невозможностью составлять простые (из 2 слов) фразы.
Ребенок 3-4 лет
Малыш начинает осваивать грамматические формы. Изменяет слова по родам и числам. Произносит целые предложения. В своей речи использует прилагательные, местоимения, наречия.
Задержка речевого развития у детей 4 лет определяется следующими факторами:
- малыш постоянно тарахтит, его речь быстра и непонятна или сильно растягивает слова;
- он не строит элементарных предложений, в которых присутствуют подлежащее, сказуемое и несколько дополнений;
- не воспринимает простые объяснения или рассказы;
- глотает окончания произнесенных слов;
- малыш произносит исключительно фразы из книжек или мультфильмов;
- свои предложения он не строит, а повторяет фразы взрослых;
- наблюдается приоткрытый рот и повышенное слюноотделение (с ростом зубов такое явление не связано).
Дети 5 лет
Задержка речевого развития у детей 5 лет приводит к серьезной патологии. До 4 лет кроха осваивает мир. В коммуникативные связи он мало вступает. Но с 5 лет ребятишки черпают информацию из общения со сверстниками и взрослыми. Малая доступность речи приводит к торможению психического развития. Нередко у детей 5 лет подтверждаются отклонения в психическом развитии.
Медики утверждают, что задержка психомоторного и речевого развития тесно взаимосвязаны. Крохи, у которых обнаруживаю/е/тся патология, поздно начинают удерживать голову, ходить и садиться. Эти дети неловки, часто травмируются, падая или налетая на предметы.
Последствия патологии
Малыш, у которого сформировалась патология, не получающий необходимого лечения, значительно отстает от сверстников. Таким детям рекомендуются только специализированные школы по коррекционной программе.
Любая нагрузка (умственная, а иногда: прививка или повышение температуры) способна обострить состояние и привести к множественным симптомам:
- головная боль;
- истерика;
- носовое кровотечение;
- снижение памяти;
- нарушение сна;
- повышенная отвлекаемость;
- агрессия.
Диагностика патологии
Большинство родителей считают, что с проблемами в речевом развитии следует обращаться к логопеду. Это самая распространенная ошибка. Поскольку логопед лишь учит малыша правильно произносить различные звуки. Возможно это в сознательном возрасте 4-5 лет. Свою коррекционную работу логопед начинает с ребенком именно в этом возрасте.
Кроха с патологией речи должен быть осмотрен группой специалистов:
- педиатр;
- детский невролог;
- отоларинголог;
- психиатр;
- логопед;
- психолог.
Неврологическая диагностика направлена на выявление поражения головного мозга. Она включает обследования:
- ЭЭГ;
- МРТ;
- ЭхоЭГ.
Консультация отоларинголога позволяет исключить недуги: хронический отит, тугоухость, аденоиды.
Лечение ребенка
Актуален вопрос — когда начинать коррекционную работу? Врачи утверждают — как можно раньше. Невропатологи при раннем установлении патологии начинают лечение с 1 года.
Дефектолог работает с детками, достигшими 2 лет. Его работа направлена на развитие у крохи мышления, внимания, моторики, памяти.
Педагоги-корректоры и специалисты по речевому развитию занимаются с ребятишками в возрасте 2-2,5 лет.
Логопеды, работа которых заключается в правильном произношении звуков, умении строить предложения и грамотный рассказ, начинают занятия с детьми в возрасте 4-5 лет.
Медикаментозная терапия
Лекарства назначаются детским неврологом на основании тщательного обследования. Крохе предписывают следующие препараты:
- Ноотропные лекарства. Препараты, известные как строительный материал и активное питание для головного мозга. Распространены лекарства: Актовегин, Лецитин, Кортексин, Нейромультивит.
- Препараты, стимулирующие функционирование речевых зон. Эффективно средство Когитум.
Физиотерапия
Восстановление функционирования разнообразных центров мозга, несущих ответственность за произношение, словарный запас малыша, его интеллектуальные способности и речевую активность, стимулируют:
- электрорефлексотерапия — действенный метод, но противопоказан малышам с эпилепсией, судорожным синдромом, психическими расстройствами;
- магнитотерапия.
Коррекционная работа педагога
Лекарственная терапия оказывается малоэффективной, если ее не сопровождает педагогическое воздействие. Медицинские центры по работе с детками, отстающими в речевом развитии, разрабатывают целые программы обучения. Такая коррекция направлена на:
- ослабление и исправление негативных факторов развития;
- предупреждение возникновения последствий речевого торможения;
- преодоление трудностей в процессе обучения.
Педагоги используют практические, наглядные и технические реабилитационные средства. Для каждого малыша выбирается индивидуальный план, и продумываются занятия в форме игры.
Родительское лечение
Не стоит уповать только на помощь специалистов. Родители должны активно заниматься со своим ребенком. Благоприятные результаты принесут:
- Развитие ручной моторики. Центры, отвечающие за развитие ручной моторики и артикуляционной, находятся рядом. Развитие руки как бы подтягивает развитие речи. Очень полезны крохе пазлы, конструктор, мозаика, игры-вкладыши, кубики. Обеспечьте малыша пирамидками, игрушками-шнуровками, мячиками, кольцебросом. Рекомендуется заниматься детям на тренажерах для завязывания шнурков и застегивания пуговиц. Малышу полезное лепить поделки из пластилина, рисовать красками (особенно пальчиковыми), нанизывать на леску бусинки, вышивать элементарные рисунки, выполнять гравюры.
- Массаж. Процедура очень полезна при отклонениях в психофизическом развитии. Рекомендуется продолжать ее в младшем в школьном возрасте.
- Подвижные игры. Психологи советуют использовать методику логоритмики. Игры должны быть направлены на развитие умения ориентироваться в пространстве. Необходимо подбирать упражнения, позволяющие ловко и ритмично двигаться, периодически изменяя темпы движения. Полезны ребенку игры, в которых движения необходимо сопровождать речью.
- Музыкотерапия. Играйте с крохой по принципу: Угадай, что звучало?, Узнай голос, Назови прозвучавший инструмент. Такие игры позволяют развивать внимание, учат сосредотачиваться, слышать ритм, улавливать окраску голосов.
- Зрительное внимание. Развитие такого внимания достигается разнообразными играми с разноцветными палочками, кубиками, полосками, геометрическими фигурами. Эффективно применять специальные карточки.
Эффективные препараты и методы лечения могут оказаться бесполезными, если ребенку не обеспечена благоприятная речевая среда. Обязательно стимулируйте речевое развитие малыша. Действенным дополнением к вышеназванному лечению могут послужить альтернативные методы, такие как дельфинотерапия, иппотерапия (процесс лечения лошадьми).
Не стоит отчаиваться, если вы заметили отставание вашего малыша в речевом развитии. Главное — не медлите. Как можно раньше обращайтесь за помощью к специалистам. Статистика свидетельствует, коррекции речевых расстройств, начатые в раннем возрасте, приводят к тому, что шестилетний малыш совершенно не отличается от сверстников.
Вы еще не лайкнули?
Отправить ответ