Неврозы у детей возникают в различном возрасте, особенно при наличии неблагоприятного фона. Поскольку это заболевание психогенного характера, то есть обусловлено особенностями высшей нервной деятельности, о соответствующем диагнозе правильно говорить в дошкольном и более старшем возрасте.
Детский невроз не может быть диагностирован у совсем маленького ребенка, так как он еще не способен достаточно четко описать свое состояние, страхи и эмоции. При достаточном уровне психо-социального развития возможно говорить о развитии различных видов невроза у ребенка в 2 года, но с большей степенью уверенность – у ребенка 3 лет и старше.
В медицинской трактовке детский невроз – это реакция личности (даже маленькой) на острую или продолжительную, а также внезапную психологическую травму или ситуацию. Проявления невроза определяются возрастом, характером травмирующей психологической ситуации, а также эмоциональным складом маленького человека.
Причины возникновения неврозов у детей
Причины, которые вызывают развитие невротической реакции, а в дальнейшем и невротического состояния, достаточно разнообразны. Среди них наиболее часто выделяют:
- различные изменения привычного образа жизни (переезд из города в сельскую местность или коттеджный поселок, в другую квартиру);
- начало посещения детского коллектива (дошкольное учреждение или школа, переход с одной ступени общеобразовательной школы на другую);
- изменения семейного характера (появление отчима или мачехи в семье, рождение другого ребенка или появление приемного).
Возможна также другая ситуация, когда внезапный испуг, чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка непродолжительного характера провоцирует развитие невроза на фоне общего неблагоприятного фона здоровья ребенка. Негативные последствия для малыша могут иметь различные психологические травмы матери в период беременности, гипоксия плода и другие осложнения в родах. Чем младше ребенок, тем большее значение имеют врожденные факторы и состояние матери в период беременности.
Важнейшее значение имеет психологический климат в семье и принятая модель воспитания. Если родители придерживаются неправильных воспитательных принципов, то возможно развитие невротической реакции и формирование психологически нестабильной личности. Наиболее негативны в этом отношении такие модели воспитания, как:
- неприятие (подсознательное нежелание родителей заниматься ребенком, разочарование мальчиком, если ожидали появление девочки);
- гиперопека (нежелание приучать малыша к самостоятельности, строить партнерские отношения в коллективе);
- авторитарность (требование абсолютного подчинения взрослым, постоянное принятие всех решений вместо него и без учета его мнения);
- вседозволенность (полное лишение маленького ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие любых норм и порядка в семье и детском коллективе).
В конечном итоге решающее значение имеет не один из выше перечисленных факторов, а их комбинация.
Детский невроз не может развиться у ребенка, который живет в благополучной семье, после внезапного сильного испуга.
Наличие патологии родов или беременности у матери является неблагоприятным фактором, но решающего значения не имеет, если в семье создан правильный психологический климат и приветствуются современные принципы воспитания.
При наличии этих предрасполагающих факторов должна проводиться соответствующая профилактика детских неврозов, препятствующая их возникновению.
Коварством невроза в детском возрасте является его нарастание у развивающейся маленькой личности. Вовремя не распознанная и не леченная невротическая реакция у совсем маленького ребенка перерастает в невротическое состояние у школьника и подростка, в конечном итоге является причиной необратимых изменений психологического склада личности.Виды невроза
В современной психологии принято выделять следующие виды невроза: невроз навязчивых состояний или движений, неврастения, истерия. Виды невроза различны по своим клиническим проявлениям.
- Для истерии типично выраженное противоречие между окружающими обстоятельствами и желаниями личности, которые значительно превышают возможности окружающей психологической среды.
- Для неврастении характерна противоположная ситуация: завышенные требования личности к себе на фоне привычной окружающей обстановки, несоразмерные индивидуальным возможностям.
Невроз навязчивых состояний или навязчивых движений возникает в результате внутреннего конфликта, когда маленькая личность сталкивается с противоречием своих личностных правил и требований окружающей действительности.
Клиническая картина
Признаки невроза у детей определяются его видом и возрастом ребенка. Внимательные родители, имеющие постоянный психологический контакт со своим ребенком, могут заметить начальные проявления детского невроза (изменения характера и поведения) и вовремя обратиться к специалисту.
Истерия
Истерический невроз возникает у единственного ребенка в семье или при большой возрастной разнице у старшего.
Предпосылкой для этого состояния является неправильное отношение к нему взрослых: как к единственному и неповторимому, любые требования которого должны немедленно выполняться.
Попадая в другую обстановку (например, детский коллектив), такой ребенок неожиданно понимает, что окружающие его обстоятельства далеко не всегда подстраиваются под него, и начинает бунтовать.
В любом возрасте истерический припадок возникает всегда в присутствии взрослых, маленькая личность стремится привлечь к себе повышенное внимание. Малыш плачет, кричит, кидается в драку, то есть шумно и бурно выражает свое недовольство окружающей действительностью. У ребенка дошкольного возраста могут возникать внезапные беспричинные приступы удушья (сходны и астматическими).
В более старшем возрасте (например, у ребенка 8 лет) истерия может принимать вид соматического заболевания. Возникают жалобы на боли в области сердца или желудка, постоянного ноющего характера, которые не устраняются медикаментами. У подростков, особенно склонных к театральности, может возникнуть паралич рук и ног или слепота. При этом во время осмотра специалистом отмечается отсутствие неврологической симптоматики: подросток легко двигает руками и ногами, может прыгать на одной ноге, с интересом рассматривает стены врачебного кабинета.
Неврастения
В отличие от истерии характеризуется выраженной слабостью ребенка любого возраста и прогрессирующими депрессивными изменениями.
Например, у ребенка 3 лет, возникает потребность долго спать или отдыхать на фоне привычной физической нагрузки. Малыш теряет интерес к игрушкам, сладостям, развлечениям, перестает радоваться окружающей обстановке. Он не может ответить на вопрос, чего ему хочется. Отмечается нежелание делать и узнавать что-либо новое.
В школьном возрасте более заметны нарастающие проблемы со школьным обучением. Маленькая личность постоянно жалуется на слабость и общий упадок сил, завышенные требования учителей и большой объем домашнего задания. Наблюдается снижение успеваемости даже по любимым и благополучным предметам.
Подросток может жаловаться на боли в сердце и головные боли (без морфологической причины), при этом он убежден в серьезности и неизлечимости своей болезни.
Отличительным признаком неврастении являются разнообразные нарушения сна. Сон неглубокий, с кошмарными сновидениями, нередко возникают трудности с засыпанием или, наоборот, досрочное просыпание и невозможность повторно уснуть.
Невроз навязчивых состояний
Данная разновидность невротических реакций характеризуется возникновением различных страхов или движений, которые не имеют реальных причин.
Например, у ребенка 4 лет наблюдается излишне эмоциональная и необоснованная боязнь (невроз страха) темноты или сильного дождя, насекомых (пауков, тараканов), грызунов, больших собак. При этом малыш избегает любой возможности не только прямого контакта, но и самой возможности развития ситуации. Он может переходить дорогу, если слышит далекий собачий лай; включать свет во всех помещениях, чтобы темноты не было нигде.
У детей более старшего возраста возникают более сложные фобии. Подросток может бояться заразиться инфекционным заболеванием или заболеть раком, опасается острых предметов или замкнутого помещения. При этом подросток сохраняет критичность, то есть понимает негативность этих страхов.
Навязчивые движения удивительно разнообразны и индивидуальны для каждой конкретной личности. Это может быть постоянное почесывание носа или затылка, шмыганье носом или покашливание, потирание рук или бесконечное их мытье.Отдельной группой принято выделять тики – местные или общие подергивания мышц, сопротивляться которым ребенок хочет, но не может. У дошкольников это часто мигательный тик (оба глаза постоянно моргают). У школьников в процесс подергивания вовлекаются все мышцы лица (подергивание носом, растягивание рта, поднимание бровей). У подростка это могут быть мышечные подергивания почти всех групп мышц.
Хорошо известны многим родителям такие формы невроза как заикание и детский энурез.
О заикании можно говорить только у дошкольников, когда речь должна быть полностью правильно сформирована, сохранять определенный темп и плавность. На фоне любого волнения ребенок пытается преодолеть речевой барьер с помощью мышечного напряжения: топает ногой, щелкает пальцами, жестикулирует.
Отсутствие лечения заикания приводит к еще большим проблемам в школьном возрасте. Ребенок не может отвечать вслух на уроке, стыдиться и страдает от своей проблемы, что еще больше усугубляет заикание. В подростковом возрасте возможен рецидив заикания.
О развитии энуреза можно говорить только в случае взаимосвязи психологической травмы и расстройства мочеиспускания. Повторяющиеся эпизоды ночного недержания мочи (при этом малыш понимает, что это неправильно) иногда бывают единственным проявлением невроза. В школьном возрасте эта проблема самопроизвольно не исчезает. Наоборот, школьник, и тем более подросток, недоволен собой, замыкается в проблеме, ожидает очередного неприятного эпизода, что еще больше ухудшает ситуацию. На этом фоне характер приобретает депрессивные и меланхолические черты.
Диагностика неврозов
Начинать лечение следует с консультации невропатолога для исключения органических заболеваний нервной системы. Врачом будет рекомендован определенный перечень необходимого обследования: доплер сосудов головного мозга, компьютерная томография, электроэнцефалограмма.
Лечением неврозов занимается психотерапевт или психолог (не психиатр). Лечение проводится в амбулаторных условиях, нет необходимости госпитализировать в стационар.
Общие направления лечения неврозов
В психотерапии выделяют следующие направления:
- изучение психологического климата в семье (групповая и индивидуальная терапия) и его коррекция;
- ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации;
- арттерапия и составление психологического портрета по рисункам малыша;
- аутогенная тренировка (внушение) и гипноз используются преимущественно у подростков.
Медикаментозные препараты в лечении неврозов имеют второстепенное значение. Назначать их должен только врач. Используются успокаивающие препараты на растительной основе, поливитаминные комплексы, средства, улучшающие мозговой кровоток.
Профилактика
Не следует рассматривать назначение успокаивающих или тонизирующих препаратов как средство профилактики неврозов у детей. Профилактические мероприятия достаточно просты и всем известны, но далеко не у всех родителей есть силы и терпение их выполнять. Профилактика неврозов включает следующее:
- правильный режим труда и отдыха, соответствующий возможностям ребенка и его возрасту, обязательно полноценный ночной сон;
- создание благоприятного психологического климата в семье;
- воспитание у ребенка таких качеств, как настойчивость, коммуникабельность, лояльность к интересам окружающих.
Надеемся, что информация родителям была полезна. Главное, что детские неврозы лечатся и не нужно отчаиваться. Все будет хорошо.
Вы еще не лайкнули?
Отправить ответ
А что делать со школой? Ребенок не справляется с потоком домашних заданий (из-зи сильной тревожности и невозможности сосредоточиться и из-за этого еще больше нервничает), наладить режим труда и отдыха не представляется возможным.
Нашёл вашу статью по запросу гугла «ребёнок 2 года выраженное противоречие».
Ребёнку два года. Последнее время часто случаются истерики сопровождающие отрицанием «не хочу не буду». Ребёнок ничего не слышит и впадает в свой мир. Плачет и на всё реагирует «ну хочу, не буду».