Дизартрия у детей – это расстройство произношения.
Оно возникает в результате нарушения иннервации артикуляционной мускулатуры при поражениях нервной системы.
При дизартрии подвижность органов речи (губ, мягкого неба, языка) ограничена, что затрудняет артикуляцию.
Дизартрия в детском возрасте часто влечет за собой нарушение письма и чтения, общее недоразвитие речи.
Причины дизартрии у детей
В 80% случаев дизартрия сопровождает детский церебральный паралич, имея те же причины возникновения. Повреждения ЦНС, вызывающие патологию, могут возникать в перинатальном или периоде раннего развития ребенка (до 2 лет).
Наиболее частые перинатальные факторы дизартрии:
- гипоксия плода;
- токсикозы беременности;
- резус-конфликт;
- соматические болезни матери;
- травмы при родах;
- патологическое течение родов;
- асфиксия новорожденного;
- гемолитическая болезнь новорожденного (ядерная желтуха, затяжная физиологическая желтуха);
- недоношенность.
Причины нарушения речи в раннем детстве:
- перенесенные нейроинфекции (энцефалит, менингит);
- гидроцефалия;
- тяжелые интоксикации;
- гнойный отит среднего уха;
- черепно-мозговая травма.
Признаки дизартрии у детей
Речь у ребенка-дизартрика нечеткая, невнятная, малопонятная, что обусловлено нарушением иннервации речевых органов. Также заболевание имеет характерные неречевые отклонения.
В грудном возрасте дизартрия может проявляться в виде:
- трудностей при сосании груди или бутылочки, вялого сосания;
- поперхивания, частых срыгиваний.
Основными симптомами дизартрии выступают:
- Нарушение артикуляционной моторики:
- спазм артикуляционных мышц – проявляется постоянным напряжением мускулатуры языка, губ, шеи, лица, плотным смыканием губ;
- гипотония артикуляционных мышц – характеризуется вялостью, неподвижностью языка, полуоткрытым ртом, гиперсаливацией, несмыканием губ, назализацией голоса;
- дистония артикуляционных мышц – при речи повышенный тонус мышц сменяется гипотонией.
- Нарушение звукопроизношения. Выражается в разной степени. Стертая дизартрия проявляется отдельными фонетическими дефектами (искажением звуков), смазанностью речи. Более тяжелые формы дизартрии сопровождаются искажениями, пропусками, заменой звуков. Речь может быть медленной, непонятной, невыразительной. Речевая активность снижена. Нарушается произношение всех звуков. Появляется смягчение твердых звуков, межзубное и боковое произношение свистящих и шипящих звуков. В случаях полного паралича речевых мышц развивается немота.
- Нарушение речевого дыхания. Когда ребенок начинает говорить, дыхание учащается, становится прерывистым, вдох укорачивается. Голос при дизартрии тихий, слабый, монотонный. Часто дети говорят в нос.
У больных страдает фонематический анализ и дифференциация звуков. Дефицит речевого общения может вызывать отсутствие грамматического строя речи и минимизацию словарного запаса. Может отмечаться дисграфия и общее недоразвитие речи.
Психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрией
Детям-дизартрикам присущи некоторые особенности поведения. К примеру, малыши не любят самостоятельно шнуровать ботинки или застегивать пуговицы. Это связано с трудностями в осуществлении мелкой моторики.
Такие дети не могут правильно держать в руках ручку или карандаш, контролировать силу нажима, пользоваться ножницами. У большинства дизартриков плохой почерк.
Детям трудно выполнять физические упражнения и танцевать. Нарушается музыкальный слух. Дети не могут точно выполнить разные двигательные упражнения, они неуклюжи.
Виды патологии
В основе неврологической классификации болезни лежит локализация поражения и соответственный симптомокомплекс. Дизартрия бывает:
- Бульбарная – поражение ядер подъязычного, лицевого, тройничного, языкоглоточного, блуждающего нерва в продолговатом мозге. Часто ей сопутствуют проблемы с глотанием.
- Псевдобульбарная – поражение корково-ядерных проводящих путей. Отличительным признаком ее выступает монотонность речи.
- Корковая – поражение зон коры головного мозга, координирующих артикуляцию. Характеризуется правильной структурой слова с неправильным произношением слогов.
- Мозжечковая – возникает при поражении мозжечка и отличается растянутой речью и постоянной сменой громкости.
- Подкорковая – поражение подкорковых ядер. Характеризуется невнятной смазанной речью, назализацией голоса.
- Холодовая – дефекты речи проявляются в условиях смены температуры помещения.
Существует еще логопедическая классификация, основанная на понятности речи ребенка для окружающих. Степени тяжести нарушения речи:
Чем опасна дизартрия?
Среди осложнений заболевания можно отметить появление дисфагии и искажение слухового восприятия речи.
Тяжелых последствий для физического здоровья заболевание не несет. В будущем у ребенка с дизартрией могут возникнуть трудности с адаптацией в социуме.
Обследование детей с дизартрией
Диагностику болезни и дальнейшее ведение детей осуществляет логопед и детский невролог.
Наиболее значимыми обследованиями являются:
- электроэнцефалография;
- электронейрография;
- электромиография;
- трансканальная магнитная стимуляция;
- МРТ головного мозга.
Логопедическое обследование детей с дизартрией включает:
- оценку речевых нарушений – анамнез речевого развития, исследование звукопроизношения, ритма, темпа, разборчивости речи, фонематического восприятия, объема словарного запаса;
- оценку неречевых нарушений – особенности строения речевого аппарата, объем речевых движений, состояние мимической и речевой мускулатуры, характер дыхания;
- исследование письменной и устной речи.
Как вылечить дизартрию у ребенка
Лечение дизартрии у детей требует комплексного подхода, сочетающего медикаментозную терапию, логопедическую коррекцию и реабилитацию. Как правило, после нескольких месяцев интенсивной работы со специалистом дефект исчезает.
1.Логопедическая работа
Логопедическая коррекция состоит из специальных занятий для детей. Логопедом составляется индивидуальная речевая карта, которая содержит результаты диагностики и рекомендованный план коррекции дефекта. В большинстве случаев в речевой карте описываются упражнения на:
- развитие мелкой моторики — пальчиковые игры, гимнастика;
- развитие артикуляционной моторики – артикуляционная гимнастика, логопедический массаж;
- развитие речевого и физиологического дыхания — дыхательная гимнастика;
- коррекцию нарушенного и закрепление правильного произношения;
- формирование выразительности речи;
- развитие речевой коммуникации.
2.Медикаментозное лечение дизартрии у детей
В основе медикаментозного лечения лежит терапия основного неврологического заболевания, а также использование ноотропных препаратов (Энцефабол, Глицин, Пантогам, Семакс, Фенибут, Церебролизин). Они способствуют улучшению умственной деятельности, памяти, стимулируют познавательные функции.
При лечении нарушений речи также используются:
- точечный массаж;
- ЛФК;
- лечебные ванны;
- механотерапия;
- физиотерапия;
- гирудотерапия;
- иглоукалывание;
- изотерапия;
- пескотерапия;
- дельфинотерапия.
3.Лечение дизартрии в домашних условиях
Дизартрию у детей можно лечить в домашних условиях после консультации невролога и логопеда. Для развития и коррекции речи в домашних условиях можно выполнять поочередно такие несложные упражнения артикуляционной гимнастики:
- Гимнастика для щек и губ:
- надуть губы и щеки;
- надуть щеки поочередно;
- втянуть щеки (между зубов);
- сымитировать сосательные движения;
- вибрация губами.
- Гимнастика для нижней челюсти:
- открыть и закрыть рот, прищелкнув зубами;
- прикусить зубами марлевую повязку, при этом взрослый держит ее и пытается вытащить, постепенно наращивая силу.
- Гимнастика для языка:
- облизывание губ;
- упражнение с кусочком сахара: положите кусочек сахара за щеку, чтобы ребенок его рассасывал.
Для развития звукопроизношения существуют специальные скороговорки и потешки.
Особенности воспитания детей с дизартрией
Родителям следует уделять особое внимание общению с ребенком.
Несмотря на речевые дефекты дети понимают, что отличаются от других и начинают комплексовать. Часто малыши используют жесты вместо слов или просто предпочитают молчать.
Зачастую родители не уделяют этому внимания и такое поведение входит в привычку, вызывая дефицит словарного запаса и нарушение связности речи.
Прогноз по болезни
Прогноз лечения у детей зависит от формы патологии. Тяжелые формы заболевания плохо поддаются коррекции. При систематических занятиях можно только улучшить произношение. Дизартрия легкой степени, в частности стертая форма заболевания, имеет благоприятный прогноз, вплоть до полной чистоты речи.
Профилактика расстройств произношения
Профилактика патологии у детей с перинатальными поражениями заключается в ранней медико-педагогической работе. Основные меры профилактики дизартрии в раннем детском возрасте основаны на предупреждении травм, нейроинфекции, токсических воздействий.
Результат лечения дизартрии зависит от многих факторов – времени обнаружения дефекта, настойчивости и терпения родителей, выбора хорошего специалиста. Чем раньше выявлена патология, тем эффективнее будет ее лечение.
- Как можно больше разговаривайте с ребенком в грудном возрасте – читайте малышу книги, рассказывайте потешки, описывайте все, что делаете.
- Не допускайте сюсюканья при общении с ребенком. Ваша речь должна быть четкой и выразительной.
- Помните, что исключительно в домашних условиях вылечить дизартрию не получиться. Кроме того, самолечение может привести к усугублению процесса. Домашняя гимнастика может выступать в качестве дополнения к занятиям с логопедом.
Вы еще не лайкнули?
Отправить ответ
У старшей дочери выявили дизартрию в 3 года. Сразу отдала ее в логопедическую группу. Эффекта практически не было. Потом начали посещать логопеда индивидуально. Речь нормализовалась через 2 месяца. Сейчас поступили в школу с английским уклоном.