Бронхиальная астма у детей – это многофакторное заболевание, наиболее распространенное в зоне умеренного и теплого климата среди детей различного возраста, морфологической основой которого является хронический вариант аллергической воспалительной реакции и измененная реактивность бронхов. Эта болезнь наиболее типична для детей школьного и подросткового возраста, у детей младшего возраста, тем более новорожденных, практически не регистрируется.
Бронхиальная астма в любом возрасте характеризуется приступами удушья (вплоть до астматического статуса), которые могут повторяться с разной периодичностью (от одного эпизода в несколько месяцев до ежедневных), возможным развитием тяжелых осложнений, инвалидности ребенка и даже смертельного исхода. Своевременная диагностика и адекватное лечение являются залогом благоприятного течения болезни вплоть до возможности полной ее компенсации.
Причины возникновения детской астмы
Бронхиальная астма у ребенка любого возраста является результатом комплексного воздействия нескольких факторов. Можно выделить собственно причинные факторы, моменты, их усугубляющие, и факторы (триггеры), обуславливающие начало астматического приступа.
Действие этих факторов окружающей среды и внутренних особенностей организма одинаковое в любом возрасте. Важным моментом является своевременное их выявление и предотвращение дальнейшего влияния.
Данное заболевание имеет наследственный характер. Если у одного из родителей имеет место атопическое заболевание, то риск формирования этой болезни у ребенка составляет от 8 до 25%. Если подобного рода заболевания (атопический дерматит, поллиноз) отмечаются у обоих родителей, то вероятность возникновения астмы у такого ребенка приближается к 100%.
Астма является экологически обусловленным заболеванием. Им страдают больше жители загрязненных мегаполисов, чем сельской местности. Лица, проживающие в северных регионах, в меньшей степени подвержены этой болезни, чем проживающие в средних и южных широтах.
Собственно, причины астмы у детей следующие:
- разнообразные аллергены
- промышленные аллергены (аэрополлютанты), то есть составляющие индустриального и фотохимического смога, соединения белково-витаминных концентратов;
- аллергены жилых помещений, а именно:
- продукты жизнедеятельности человека (окислы азота и углерода, сероводород, аммиак);
- химические соединения, которые образуются в результате работы домашних каминов, печей, плит;
- составляющие строительных материалов (синтетические обои, лаки и клеи, линолеум);
- разнообразные инсектициды и моющие средства;
- продукты питания, подлежащие промышленной химической обработке или содержащие ксенобиотики (красители, загустители, ароматизаторы);
- увеличение количества случаев перинатальной патологии патологической беременности;
- преобладание раннего искусственного вскармливания над естественным;
- нерациональная антибиотикотерапия и нарушение правил вакцинации.
К факторам, способствующим развитию астмы, то есть усиливающим действие причинных моментов, относят:
- вирусные инфекции респираторного тракта (особенно риновирусы);
- атопический дерматит;
- табачный дым даже в небольших количествах в среде, где обитает ребенок;
- другая патология организма (особенно маленького), которая не лечится должным образом, например, дисбактериоз у ребенка.
Триггерными, то есть провоцирующими приступ, моментами являются:
- повторный контакт с определенными (индивидуальными для каждого ребенка) аллергенами;
- избыточная физическая или эмоциональная нагрузка;
- изменение метеоситуации;
- наличие в окружающем воздухе веществ с резким запахом.
Наличие какого-либо одного или двух факторов из вышеперечисленных не оказывает кардинального повреждающего влияния, решающим является именно их комплексное воздействие на ребенка любого возраста.
Механизм развития болезни
Чтобы понимать, что такое бронхиальная астма, необходимо в общих чертах знать механизмы ее формирования, основы патогенеза этого заболевания.
Симптомы астмы обусловлены:
- спазмом гладких мышц мелких бронхов (то есть собственно бронхоспазм);
- отечностью, гиперемией и клеточной инфильтрацией слизистой оболочки спазмированных бронхов;
- полной или частичной закупоркой вязким и густым секретом спазмированных бронхов.
У большинства детей имеет место сочетание всех выше перечисленных моментов. У детей дошкольного возраста в большей степени отмечаются отек слизистой и закупорка бронхов вязким секретом. У более старших детей (школьников) преобладает бронхоспазм.
В формировании астмы наблюдается 4 вида дефектов:
- иммунопатологические реакции;
- анатомо-функциональный изъян стенки бронхиального дерева;
- гиперреактивность бронхов;
- дисбаланс нейроэндокринной системы.
Виды бронхиальной астмы
Существует несколько вариантов этого заболевания, в основе классификации лежит доминирующий провоцирующий фактор. Выделяют следующие формы астмы:
- атопическая, провоцируемая различными аллергенами;
- неатопическая
- паторецепторная – вызвана патологической реакцией тканей на неаллергические раздражители;
- ирритантная, запускаемая определенными атмосферными загрязнениями;
- дисметаболическая (редкая форма), связана с образованием в организме ребенка астмогенных соединений;
- аспириновая – на фоне собственно астмы, полипов в носу, синусита и ринита – прием различных НПВС провоцирует начало приступа;
- астма физической нагрузки;
- астма гастроэзофагального рефлюкса (заброс пищевого содержимого желудка в пищевод).
Развитие конкретного варианта данного заболевания является строго индивидуальным моментом и не зависит от возраста ребенка.
Симптомы и признаки заболевания
Клинические признаки астмы практически одинаковы у детей различного возраста.
У младших детей преобладают симптомы общего характера (возбуждение и беспокойство), более старший ребенок может достаточно связно описать собственные ощущения нехватки воздуха и очень затрудненный выдох.
Клиника приступа астмы начинается с так называемых предвестников, продолжительность которых колеблется от нескольких часов до многих дней. Наиболее ярко они выражены у дошкольников. Среди них наиболее типичны:
- слабость, сонливость, угнетенность, немотивированный испуг;
- иногда наоборот – излишнее возбуждение, эйфория, громкий смех и пение;
- вегетативные реакции (бледность или красное лицо, симптом тахикардии или аритмии, реже встречается брадикардия, тошнота и рвота, боли в животе);
- признаки поллиноза (першение в горле и носу, слезотечение, заложенность носа, чувство тяжести в груди).
Далее развивается собственно приступ астмы. Для него характерно:
- начало в ночные часы;
- ребенок беспокоен, постоянно мечется в постели;
- отмечается втяжение всех податливых мест грудной клетки (яремной ямки, межреберных промежутков), маленький больной фиксирует ручками грудную клетку (опирает на колени или кровать), что несколько облегчает дыхание;
- на расстоянии слышно громкое шумное дыхание с затрудненным выдохом;
- при прикладывании уха на грудную клетку очень хорошо слышны разного калибра сухие хрипы (так называемые музыкальные).
Симптомы приступа под воздействием лечения, реже – самопроизвольно, постепенно уменьшаются, дыхание постепенно восстанавливается. В неблагоприятных ситуациях приступ трансформируется в астматический статус.
Осложнения бронхиальной астмы
При своевременном лечении возникают достаточно редко. Наиболее типичны следующие:
- астматический статус;
- острая дыхательная и/или сердечная недостаточность;
- ателектаз легкого;
- пневмоторакс;
- подкожная или медиастинальная эмфизема;
- неврологические последствия в результате тяжелой гипоксии;
- характерная деформация грудной клетки.
Астматический статус характеризуется тремя стадиями:
- первая – характеризуется нарастающими по своей интенсивности признаками астматического приступа (шумное дыхание, одышка с затрудненным выдохом; слышимое на расстоянии свистящее дыхание значительно более громкое, чем аускультативные шумы, которые слышит доктор); ребенок может становится беспокойным и капризным, старшие дети, наоборот, приспосабливаются к ощущению нехватки воздуха и не предъявляют жалоб;
- вторая стадия отличается от первой нарастающей дыхательной недостаточностью (возбуждение ребенка сменяется вялостью, кожа резко бледная с синюшным оттенком, нарастают отеки и одышка, тотальный спазм бронхов проявляется отсутствием шумного дыхания и кашля, пульс слабый и частый, артериальное давление заметно снижается);
- третья стадия характеризуется тотальной полиорганной недостаточностью, нарастают явления гипоксии головного мозга, лечение на этой стадии может не принести желаемого результата.
Ателектаз – это полная закупорка части легкого или всей его поверхности в результате закупорки просвета бронхов густым секретом. Ребенок синий, дыхание крайне затруднено, отмечается отсутствие дыхательных движений со стороны поражения. Окончательный диагноз ставится на основании данных рентгенограммы.
Пневмоторакс – это попадание воздуха в грудную полость и сдавление легкого. Необходима срочная рентгенограмма и хирургическое вмешательство.
Астматический бронхит – это самое частое осложнение астмы. Характеризуется преобладанием воспалительных реакций, длительным, плохо поддающимся лечению течением, возможным развитием пневмонии.
Наиболее тяжелое течение астмы можно наблюдать у подростков. Это связано с изменениями гормональной и нервной регуляции, отсутствием соблюдения всех лечебных правил, а также не всегда проводимой коррекцией дозы лекарственных препаратов.
Диагностика и обследование при астме
У детей маленьких диагностика болезни основа только на данных клиники и истории развития всех симптомов. У детей школьного возраста и подростков используются такие специфические методы исследования как:
- спирография (исследование степени бронхиальной обструкции);
- пикфлоуметрия (измерение дыхательного потока в различных условиях, позволяет учитывать эффективность терапии);
- лабораторное исследование мокроты и обнаружение специфических кристаллов Шарко-Лейдена;
- скарификационные пробы и аллергическая панель для выявления конкретного триггера.
Общие направления лечения астмы
Ведением такого ребенка занимается пульмонолог или аллерголог, реже – педиатр. Лечение в любом возрасте должно быть комплексным, включает купирование приступа (первая помощь), базисную терапию, направленную на недопущение возникновения приступа. Как вылечить бронхиальную астму полностью до конца не известно, но с помощью регулярного лечения можно достичь продолжительной ремиссии, то есть отсутствия приступов.
Купирование приступа
Для купирования приступа используются бета-агонисты короткого действия, вещества, устраняющие спазм мускулатуры бронхиального дерева. Наиболее удобный, быстрый и эффективный путь их введения – это небулайзер (компрессор под давлением подает взвесь лекарства сразу в бронхи через кислородную маску). Таким способом вводится:
- беротек;
- беродуал;
- вентолин-небулы;
- атровент;
- интал (кромоглициевая кислота);
- пульмикорт.
При легком варианте приступа вместо бета-агонистов могут быть применены метилксантины короткого действия (эуфиллин, теофиллин). При тяжелом течении приступа в комплекс лечебных мероприятий вводится кислородотерапия и системные глюкокортикостероиды (преднизолон, дексаметазон).
Базисная терапия
Является постоянным необходимым компонентом жизни ребенка в межприступный период. Включает:
- ограничение влияния триггерных факторов (в том числе и гипоаллергенная диета);
- специфическая иммунотерапия;
- терапия других заболеваний (например, лечение панкреатита);
- лекарственная терапия с применением:
- бета-агонистов длительного действия (серевент),
- кромогликата натрия,
- кетотифена,
- ингаляционных кортикостероидов,
- антагонистов лейкотриеновых рецепторов,
- теофиллинов длительного действия (теотард, теопек);
- специфической сенсибилизирующей терапии;
- физиотерапевтических факторов (спелеотерапия, ЛФК, баротерапия, дыхательная гимнастика по методу Бутейко, массаж общий и локальный).
Профилактика астмы у детей
Первичная профилактика заключается в исключении негативного воздействия различных факторов на организм матери в период беременности (бытовые и промышленные антигены) и предупреждение повторных ОРВИ у ребенка.
Профилактика вторичного характера направлена на создание благоприятной среды вокруг болеющего ребенка с целью недопущения приступов:
- тщательная ежедневная уборка помещения;
- устранение всех бытовых аллергенов (мягкая мебель, игрушки, ковры и так далее);
- увлажнение воздуха;
- правильное дозирование физической нагрузки (спецгруппа в школе на физкультуре);
- отсутствие домашних животных.
Благоприятное влияние на течение астмы у ребенка любого возраста оказывает посещение санатория в зоне горного или лесного климата.
Бронхиальная астма требует постоянного внимания и тщательного лечения, тогда возможно вырастить ребенка без ограничений физического и морального характера.
Вы еще не лайкнули?
Отправить ответ
Сколько же всего нужно делать с ребенком, чтобы не допустить приступа. Теперь буду знать про небулайзер, уже бегу в аптеку.