Гиперактивность у детей – это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неумение концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден.
Такие малыши способны шокировать своим поведением, раздражать, приводить в ужас взрослых. Малышей ругают воспитатели, а детишек школьного возраста — учителя. Даже любящие родители от подобного поведения совсем не в восторге.
Малыш ничего не хочет запоминать, постоянно крутится, подрывает дисциплину. Конечно, большинство ребят активны. Но иногда поведение крохи переходит любые границы.
Столкнувшись с подобным диагнозом, важно понять, что такое гиперактивность? Это синдром повышенной умственной и физической активности, при котором преобладают над торможением процессы возбуждения. У ребенка с таким диагнозом отмечаются трудности при концентрации, поддержании внимания, саморегуляции поведения, обучении, обработке и удерживании в памяти информации.
По статистике данный синдром диагностируется практически у 18% детей. При этом у мальчиков значительно чаще встречаются патология, чем у девочек.
Причины заболевания
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) закладывается еще до появления крохи на свет.
Причины возникновения патологии у детей кроются в неблагоприятных факторах во время протекания беременности:
- угроза прерывания;
- гипоксия плода;
- курение;
- неправильное питание;
- стрессы.
У ребенка может развиться синдром гиперактивности в результате неблагоприятных факторов при родах:
- недоношенность (рождение крохи до 38-й недели);
- стимуляция родов;
- стремительные роды;
- затяжные роды.
Причины патологии могут быть в совершенно иных факторах:
- наличие у малыша неврологических патологий;
- постоянные конфликты или сложные отношения в семье;
- чрезмерная строгость по отношению к ребенку;
- отравление организма тяжелыми металлами (к примеру, свинцом);
- неправильный рацион питания малыша.
Если у крохи сочетается сразу несколько факторов, то риск возникновения синдрома гиперактивности у ребенка увеличивается.
Симптоматика патологии
Очень важно знать, как проявляется и в каком возрасте детская гиперактивность. Однако родители должны понимать, что большинство признаков могут характеризовать совершенно другую патологию, например неврастению. Поэтому самостоятельно диагностировать или делать выводы категорически запрещается. При подозрении на гиперактивность у ребенка следует обратиться обязательно к врачу.
Признаки патологии у малышей до года
Первые симптомы заболевания могут проявиться у новорожденного. Кроха отличается:
- излишней возбудимостью;
- бурным реагированием на разнообразные манипуляции;
- излишней чувствительностью к внешним раздражителям – звуку, яркому свету;
- нарушенным сном (часто просыпается, крайне трудно засыпает, длительное время бодрствует);
- отставанием в физическом развитии (приблизительно на 1-1,5 месяца);
- запоздалым развитием речи.
Если подобные признаки появляются только изредка, относить к патологии их не следует. Поскольку у детей до года может быть множество причин капризного поведения — прорезывание зубов, изменение питания и другие.
Симптомы патологии у детей 2-3 лет
Это возраст, когда отчетливо проявляются симптомы патологии. У ребенка в 2 года заболевание характеризуется следующими признаками:
- неусидчивость;
- большое число лишних движений у малыша;
- хаотичность движений;
- задержка речевого развития;
- моторная неловкость.
Признаки заболевания дошкольников
В трехлетнем возрасте у ребенка возникает первый кризис. Малыш становится капризным, упрямым. Такие черты наблюдаются у всех детей. Однако у ребят с СДВГ они значительно обостряются.
В этом возрасте большинство детей идут в садик. Родителям следует обратить внимание на мнение воспитателей. У детей дошкольного возраста проявляется заболевание следующими признаками:
- неусидчивость;
- невнимательность;
- непослушание;
- трудности при укладывании спать;
- замедленное развитие внимания и памяти.
Проявления патологии у школьников
У гиперактивных детей с увеличенными требованиями психических и физических нагрузок нервная система не справляется. Поэтому в школе наблюдается значительное ухудшение состояния.
Основными признаками, на которые необходимо обратить внимание, являются:
- невозможность сконцентрировать внимание;
- неспособность сидеть на одном месте некоторое время;
- затруднение выслушивания взрослого;
- неуравновешенность;
- заниженная самооценка;
- вспыльчивость;
- головная боль;
- нервный тик;
- возникновение разнообразных фобий (страхов);
- энурез.
Симптоматика болезни у старших детей
Ребята обладают прекрасным интеллектом, но при этом отличаются плохой успеваемостью. Причины кроются в невнимательности. Такие дети очень тяжело находят со сверстниками общий язык.
Ребята склонны к различным конфликтам. Их отличает импульсивность, неспособность оценить последствия поступков, агрессивность.
Разновидности патологии
Согласно доминирующим признакам выделяют следующие типы заболевания:
- Синдром дефицита внимания без гиперактивности. Отмечается преобладание дефицита внимания. Чаще данная патология наблюдается у девочек. Характеризуется болезнь бурной фантазией, уходом в свой собственный мир, витанием в облаках.
- Синдром гиперактивности без дефицита внимания. Редкий тип патологии. Болезнь обусловлена индивидуальными особенностями ребенка либо некоторыми нарушениями ЦНС.
- Синдром гиперактивности с дефицитом внимания. Патология, при которой сочетается нарушение внимания и гиперактивность. Самая распространенная форма заболевания.
Возможные последствия
Большинство родителей наивно полагают, что малыш со временем перерастет. Однако изменения при непредпринятом лечении мало чем порадуют. Симптомы гиперактивности в подростковом возрасте способны усугубляться.
Осложнения запущенной патологии чреваты конкретными проявлениями физической агрессии:
- избиение;
- издевательства над сверстниками;
- драки;
- попытки суицида.
Многие дети не способны успешно окончить среднюю школу и поступить в институт. При этом гиперактивные ребята обладают прекрасным уровнем развития, нередко превышающим средние показатели. Неспособность к обучению связана именно с недостатком концентрации внимания.
Диагностика патологии
Лечением гиперактивных детей занимаются следующие специалисты:
- детский невролог;
- психиатр;
- психолог.
Диагноз при первичном обращении не ставится. В течение полугода ребенка наблюдают и обследуют. Клинико-психологическое обследование основано на:
- методах беседы, интервью;
- непосредственном наблюдении за поведением;
- нейропсихологическом тестировании;
- полученной информации от родителей и педагогов при помощи специальных диагностических опросников.
Как отличить активность от гиперактивности?
Родители нередко задаются вопросом — что такое гиперактивность, и чем она отличается от обычной активности. Как определить самостоятельно патологию? Для этого рекомендуется воспользоваться небольшим тестом на гиперактивность ребенка в приведенной следующей таблице:
Гиперактивный ребенок | Активный ребенок |
---|---|
Кроха постоянно пребывает в движении, неспособен контролировать себя. При сильной усталости и неспособности двигаться дальше, истерит и плачет. | Малыш не сидит на одном месте, любит подвижные игры. При заинтересованности способен долго собирать пазлы или слушать книжку. |
Говорит быстро и много. Часто не дослушивает и перебивает. Редко выслушивает ответы на заданные вопросы. | Много и быстро говорит. Задает множество вопросов. |
Ребенка сложно уложить спать. Сон у малыша беспокойный. Не редкость для ребенка кишечные расстройства, аллергии. | Нарушения пищеварения и сна встречаются редко. |
Малыш неуправляем постоянно. Он не реагирует на ограничения и запреты. Его поведение в различных условиях активно. | Активность проявляется не везде. Непоседливый дома, малыш спокойно ведет себя в гостях или в садике. |
Кроха сам провоцирует конфликты. Не способен контролировать агрессию – кусается, дерется, толкается. В ход может пускать любые средства: и камни, и палки. | Кроха неагрессивен. В пылу конфликта способен дать сдачу. Но самостоятельно скандалы не провоцирует. |
Обследование юного пациента
Прежде чем лечить патологию, необходимо правильно поставить диагноз. Ведь за подобным синдромом может скрываться любое неврологическое и соматическое расстройство (анемия, гипертиреоз, хорея, эпилепсия, нарушение зрения, слуха, артериальная гипертензия).
Для уточнения диагноза ребенка направляют на консультацию к:
- эндокринологу;
- отоларингологу;
- эпилептологу;
- офтальмологу;
- логопеду.
Подтверждается синдром гиперактивности только после следующих обследований:
Лечение патологии
Родителям необходимо строго уяснить, как бороться с данной патологией. Лечение включает в себя:
- психотерапию;
- психолого-педагогическую корректировку;
- медикаментозную терапию;
- немедикаментозные способы.
Необходимо учесть следующие рекомендации врачей:
- щадящее обучение (небольшой класс, дозированные задания, сокращенные уроки);
- полноценный сон;
- правильное питание;
- нормальная физическая активность;
- длительные прогулки.
Предпочтение отдается немедикаментозным способам лечения. Однако, что делать, если предпринятые методы оказались неэффективны? В этом случае выбор останавливается на медикаментозном лечении.
Двигательная активность
Выбирая спортивные игры для ребенка с СДВГ, старайтесь избегать соревновательных элементов. Не рекомендованы детям игры со статистическими нагрузками или показательными выступлениями.
Большую пользу принесут плаванье, аэробные тренировки, езда на велосипеде, лыжный спорт.
Психологическая помощь
Разработаны разнообразные методики, демонстрирующие, как вылечить патологию.
Они направлены на уменьшение тревожности, повышение коммуникабельности.
Психолог подскажет, как снизить агрессивность ребенка.
Путем моделирования различных ситуаций успеха, он поможет подобрать определенную сферу деятельности, в которой малыш ощутит себя достаточно уверенно.
Под руководством психотерапевта, психолога проводятся специальные аутогенные тренировки, индивидуальная, семейная, поведенческая психотерапия.
В коррекционной работе необходимо задействовать практически все окружение малыша – родителей, воспитателей, педагогов. Индивидуально разрабатываются специальные упражнения для развития памяти, речи, внимания.
Как лечить серьезные нарушения речи – способен подсказать логопед.
Медикаментозная терапия
Препараты назначаются как вспомогательные методы коррекции.
Для эффективного лечения может назначаться стимулятор. Это лекарство от патологии рекомендуется при сложных формах болезни. Оно помогает пациенту игнорировать отвлекающие моменты и улучшить концентрацию внимания. Популярными препаратами являются:
- Аддерал;
- Декседрин;
- Концерта;
- Фокалин;
- Риталин;
- Метилин;
- Виванс.
Врач может порекомендовать другие таблетки от патологии. Достаточно часто назначаются ноотропные лекарства:
- Кортексин;
- Глиатилин;
- Энцефабол;
- Фенибут;
- Пантогам.
Использование народных средств
Борьба с патологией народными средствами может принести дополнительный положительный эффект. Однако помните, что так же легко она способна и навредить крохе. Поэтому перед применением обязательно посоветуйтесь с врачом.
Детей рекомендуется лечить лекарственными травами – такими, как мелисса, ромашка. Можно использовать специальные успокоительные сборы.
Особенности общения с гиперактивным ребенком
Родителям следует настроиться на длительное лечение, которое потребует соблюдения определенных правил:
- Кроху следует часто хвалить, когда он заслуживает. Поощряйте и незначительные успехи, будьте к нему внимательны.
- Обязательно придумайте малышу ежедневные поручения (вынести мусор, застелить постель). Не выполняйте за него их.
- Заведите блокнот, в который записываете вместе с малышом каждый день его успехи.
- Ставьте перед малышом соответствующие способностям задачи, за выполнение которых обязательно хвалите. Не занижайте и не завышайте требования.
- Определите четкие границы – что нельзя, что можно. Малыш должен научиться справляться с трудностями, не создавайте тепличные условия.
- Не приказывайте малышу, старайтесь всегда просить.
- Вызывающее поведение крохи – это желание привлечь внимание. Проведите больше времени с ним.
- Поддерживайте дома строгий распорядок дня, который должны соблюдать все члены семьи.
- Старайтесь избегать чрезмерно людных мест – рынок, торговый центр – чтобы не спровоцировать перевозбуждения крохи.
- Оберегайте малыша от переутомления. Такое состояние вызывает повышенную двигательную активность и занижает самоконтроль.
- Не позволяйте малышу долго смотреть телевизор. Введите определенный режим просмотра и четко ему следуйте.
- Все ваши правила и ограничения должны обязательно быть выполнимыми. Поэтому перед введением их проанализируйте, сможете ли он выполнить их.
- Ребенок нуждается в налаженном режиме сна. Он должен просыпаться и ложиться спать в одно время. Малыш обязательно должен высыпаться.
- Учите ребенка думать о последствиях его действий и обучайте самоконтролю.
- Старайтесь сохранять спокойствие. Вы – пример для крохи.
- Малыш должен осознать свою значимость, быть в чем-либо успешным. Это очень важно для него. Так же как и для ребят, страдающих от ожирения. Помогите выбрать сферу деятельности, в которой малыш сможет раскрыть способности.
Профилактические меры
Профилактика начинается до появления младенца на свет. Она предусматривает обеспечение нормальных условий для протекания беременности, родов.
Комплексная и своевременная коррекционная работа позволит малышу научиться контролировать поведение, правильно выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.
Обязательным условием для полноценного развития гиперактивного ребенка является благоприятный микроклимат в детском коллективе и семье.
Никогда не ставьте самостоятельно диагноз. Не вешайте ярлыков на малыша даже при наличии многих характерных признаков СДВГ. Наличие патологии может подтвердить только опытный специалист-психоневролог на основании тщательных обследований и ряда тестов. Ранняя диагностика позволяет значительно раньше предпринять необходимое лечение. При соблюдении адекватной терапии и рекомендуемых правил поведения кроха получает все шансы на выздоровление.
Вы еще не лайкнули?
Отправить ответ
Когда ребенку поставили диагноз СДВГ, то психолог порекомендовала строго соблюдать режим и это действительно помогло. Сын стал намного спокойнее, у него даже наладились отношения в школе. улучшилась учеба. Заметила, что даже малейшее отступление от режима приводило к серьезным срывам. после которых приводить ребенка в чувство приходится очень долго. Надеюсь, что это скоро пройдет…